«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус»

(М. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Универсальная  схема НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВА 

Для выбора нужной страницы кликните Кота-Бегемота

Описание работы Схемы В

В каждого человека с момента его зарождения закладывается генетический потенциал родителей, предыдущих поколений. В его сущность еще в утробе матери вкладываются материнские эмоции, отношение к окружающему миру. С момента рождения эта сущность постоянно корректируется, дополняется в процессе жизнедеятельности и направленного воспитания - направляемого вначале родителями, затем педагогами, окружающими людьми, далее – самостоятельно. Физически ощущаемое, вначале неосознанное, благополучие в виде сытости, тепла, уюта, здоровья, приятного времяпрепровождения, зрелищ постепенно создает образ благополучия и, соответственно – неблагополучия: голода, холода, непонимания или неприятия его запросов.

Далее – школа (образование): малышу, но уже давно (с рождения) человеку, вкладывается здоровый образ жизни и умение учиться: видеть окружающий мир и понимать его. Причем видеть и понимать так, как заложено в базовой матрице знаний школьной программы. Но еще до школы в человека уже вкладывались эти умения его окружением – родителями и близкими. И если начальная школа закладывает, в основном, умение видеть (описывать) общепринятый образ знакомого окружающего мира, то с 5 класса (после начальной школы) основное обучение направлено на «правильное» мировосприятие. Здесь заложенные до школы образы и их понимание корректируются базовой матрицей школьной программы, субъективным видением авторитетов - учителей-предметников, которых для него становится все больше. И именно здесь, после начальной школы, идет где-то, к сожалению, не желаемое в полной мере учитываться классными руководителями, учителями-предметниками, школьной администрацией, интенсивное обучение прежде всего терпимости, способности объяснить свое видение мира (способности понимать себя), способности понимать друг друга, способности жить и работать с людьми, у которых немного (или намного) отличающийся образ мира. (И здесь зарождаются - в силу разного религиозного воспитания, разного уровня достатка и т.п. - различные «комплексы»)

Ясно, что нетерпимость родителей, воспитателей, учителей-предметников к «недостаткам», а правильнее сказать – особенностям детей (людей), уже закладывает основы агрессии и будущего непонимания инакомыслящих, иначе видящих окружающий мир. И, наоборот, - в случае, когда реализуется формула «относись к людям так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе», появляется понимание, способность видеть и излучать «этическое Добро» - внедрять жизненную аксиому – «добросовестное, уважительное отношение к окружающим является важнейшим фактором личного благополучия». (Все эти основы деформируются Взятками!)

Деятельность, работа (учеба) являются источником новых знаний, навыков практических действий и появления овеществленного продукта труда: реализуемого лично для себя «Образа благополучия».

Итак, Образование дает человеку получение своего Образа Мира, выработку своего мировосприятия через базовую матрицу школьной программы.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование — развитие жизненного опыта человека. Как процесс и как результат. В соответствии с иерархической структурой личности образование включает в себя три компонента: воспитание, обучение, развитие. (Википедия).

После школы человек определяет практическое направление своей будущей деятельности (профессию) и получает более или менее узкоспециализированные знания (ВУЗ, колледж, курсы и т.п.). Вложенная в него матрица знаний, основу которой составляет школьная программа, дополняется матрицей специальных знаний – и, можно сказать, всё - специалист «замешан в тесто». Теперь это «тесто» должно дойти, а в качестве дрожжей выступает его творческий потенциал – генетические способности, полученные знания и приобретаемые практические навыки. Практические навыки дает конкретная должность, точнее, требования, предъявляемые к ее исполнению. Генетика и предыдущие знания, воспитание (здоровый образ жизни) дают выносливость, собранность, нацеленность на результат и сам результат. Если приобретаемые практические навыки совершенствуются и улучшаются, значит, дрожжи сработали, тесто дошло (генетика и знания находят новые решения) и это значит, что запущен и начал действовать творческий потенциал в направлении становления профессионала.

Идет становление профессионала, продолжается жизнь - и минимального благополучия, заключающегося в наличии какой-нибудь еды, какого-нибудь крова для сна - уже начинает не хватать. Осознается необходимость расширенного удовлетворения своих ОЖЗ (основных жизненных запросов): здоровье (постоянный фаст-фуд это не совсем то, что его укрепляет), жилье – это будущая семья, да и вообще бесконечно жить в общежитиях, гостиницах, на чужих квартирах просто неприлично. Жизнь – не только работа (даже очень любимая) до изнеможения, культурные запросы встают сами собой – кому дискотеки, кому концерты, театры, даже отпуск можно проводить не только на дачах, но и совмещая изучение истории и культуры других стран с пляжными приключениями. Расширяя кругозор расширяешь знания, совершенствуешь применение языка – развитие мозга стимулирует совершенствование генетики – будет что передать по наследству. У самого же профессионала новое вокруг него стимулирует оценку степени возможного применения этого нового в его деятельности.

Идеальный итог становления профессионала – когда материальная оценка твоих знаний и умений в обществе (на работе) позволяет тебе полноценно жить (работа с хорошей зарплатой). Это – самореализация профессионала: доведение практического использования своего творческого потенциала по избранной профессии до максимального уровня и получение от этого максимального удовлетворения своих основных жизненных запросов.

Допустим, все есть – семья, жилье, здоровье, работа, дающая возможность все это обеспечивать. Но что-то не так. То одежда окажется с гнилыми нитками, то оформление необходимых документов (например, загранпаспорта) превращается в хождение по мукам, то врачи оказываются в лучшем случае безразличными, а лекарства – условными, то еда вдруг появляется с ГМО, вредными для здоровья, то хамство не просто окружающих, а представителей власти - становится невыносимым, а те, кто должен это контролировать и не допускать – почему-то не контролируют и допускают. Личность - человек, стремящийся достичь большего, лучшего на работе - просто не может этого не замечать. Он заявляет, жалуется, требует – и это нормально. Но все равно, коммунальщики завышают плату, дорожники не ремонтируют дороги, за разбитую соседом машину даже через суд не удается взыскать компенсацию: соседа поддержал друг - помощник депутата, да и свидетели вдруг изменили показания... Идет становление личности – процесс самовоспитания человека в обществе за рамками профессиональной деятельности. Конечный итог этого процесса – доведение степени практического применения своего творческого потенциала до максимума в жизни и в профессиональной деятельности - для получения от этого максимально возможного удовлетворения своих ОЖЗ (морального материального, физического и т.д.) – и есть самореализация личности. Т.е. когда человек добивается стабильного справедливого (хотя бы просто законного) порядка в своем доме, на своей работе, в магазине, в ЖЭКе, в милиции… в общем, вокруг себя.

Если достижение порядка происходит «как бы» само собой – это значит, что каждый гражданин данного общества на своем месте честно, добросовестно, творчески исполняет свои гражданские обязанности, так или иначе применяя формулу «относись к людям так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе». Такое отношение к своей деятельности является важнейшим обеспечивающим фактором эффективной деятельности всех остальных людей, от которых так или иначе зависит свое благополучие – и свидетельствует о высоком уровне нравственного здоровья общества. И это же говорит об обеспеченном обществом стремлении к максимальному коэффициенту передачи творческого потенциала человека (ТПЧ) в потенциал общества (овеществленная часть ТПЧ в виде средств производства, научных решений, законов, изделий и т.п. - в интересах общества).

Если же достижение порядка (законности) чаще происходит через суды, прокуратуру, милицию – это значит, посредством принятия и применения нужных законов в обществе обеспечивается только минимальное нравственное здоровье, минимальное УЗЛ (удовлетворение запросов людей), минимальная реализация творческого потенциала людей.

Если это не достигается через суды, прокуратуру, исполнительную власть – о нравственном здоровье в обществе можно сказать одно – общество критически больно. Когда любой гражданин, как должностное лицо общества, не чувствует своей ответственности перед членами общества, ничто не мешает ему не выполнить свои обязанности. Когда от его действий зависит судьба действий многих людей (коллектива) – многие люди не смогут выполнить свои обязанности. Такой коллектив критически болен и в его перспективе – исчезнуть: либо такому должностному лицу, либо зависящему от него коллективу.

Итог прохождения человеком каждого этапа вкладывает дополнительный опыт, энергию в его творческий потенциал, а т.к. этапы становления человека переплетаются, накладываются друг на друга и с разной интенсивностью идут непрерывно, то и процесс подпитки ТПЧ идет непрерывно.

Это можно было бы считать идеалом, если бы не принципиальное примечание – в творческий потенциал вкладывается не только положительная составляющая наработанного опыта, но и отрицательная. Становление человека идет как с положительным балансом «получение блага – делание блага», так и с отрицательным, то есть получение человеком блага от общества не компенсируется его вкладом в общее благо. Да, творческий потенциал человека и в том, и в другом случае растет, только определяющей его частью становится отрицательная – потребление окружающего во благо только себе. Если от такого человека мало зависит окружающая его среда – это просто животное существование, если в значительной мере зависит – в этой же мере идет ее разрушение.

Отрицательные варианты жизни человека:

1) происходит самореализация личности разрушителя (признание или непризнание его преступником – только в компетенции общества, точнее – нравственного здоровья общества) и созданное им ухудшает мир, вредит самореализации окружающих.

2) самореализация личности не происходит – итогом жизни является существо с более или менее ярко выраженным отсутствием нравственных критериев; что такое хорошо и что такое плохо ему определяют окружающие или хозяин,

3) самоубийство – ужасающе демонстративное заявление развитой с положительным потенциалом человеческой сущности о непреодолимых помехах со стороны окружения, должностных лиц в своей самореализации – это упрек, предупреждение обществу в том, что оно больно, что нравственное здоровье общества в упадке и его собственное будущее в опасности.

Положительные варианты жизни человека:

1) самореализация личности созидателя, активно реализующего свою способность менять мир в лучшую сторону;

2) созданное им улучшает окружающий мир, его дети получают здоровый генетический потенциал, гарантируется продолжение жизни.

3) стабильность и обеспеченность личной жизни здесь и сейчас; глубокая, эйфорически ощущаемая и достигаемая способность отдавать и получать Любовь с любимым – как высшее проявление нравственного здоровья: моя искренняя, до самопожертвования, самоотдача любимому нежно-признательно возвращается ко мне такой же полной самоотдачей. Это – человеческое счастье.

Любовь - высшая степень проявления нравственного здоровья человека, его индикатор.

Если нравственное здоровье человека положительное – то и проявления любви светлые, если отрицательное – оно выливается в борьбу за блага, не в последнюю очередь материальные, которые можно отнять друг у друга. Это уже не любовь (проявление которой - искренняя взаимная самоотдача), а животная страсть на фоне безнравственности, душевной ограниченности. Последнее мы обычно называем эгоизмом.

Определения, действующие в Схеме «В».

ТПЧ - Творческий Потенциал человека - совокупность генетического потенциала, знаний и практических навыков, позволяющая ему совершенствовать свою жизнь.

Деятельность, работа: 1) – процесс реализации творческого потенциала;

2) - действия человека, результатом которых является овеществленный продукт труда – материальный достаток; а также - новые знания, умения (профессиональные навыки, позволяющие быть полезными в обществе для получения от их применения благ самому себе);

Благополучие – получение человеком благ (материального достатка, удовлетворяющего ОЖЗ - основные жизненные запросы человека) и получение Блага - этического Добра (эмоционального и материального подтверждения своей востребованности и необходимости, признания в жизни окружающих) – в процессе реализации своего творческого потенциала.

В любом случае Благо (этическое Добро) – проекция реализованности ТПЧ в максимальном количестве жизненных координат (творчество – достаток, творчество – здоровье, творчество – любовь, …).

ОЖЗ (основные жизненные запросы)жизнь: 1 – жилье (семья), 2 - здо­ровье (экология), 3 - образование (культура), 4 – работа (самореализация).

УЗЛ (удовлетворение запросов людей)удовлетворение человеком своих ОЖЗ, количественная характеристика благополучия.

Образование – получение каждым человеком своего образа мира, своего способа мировосприятия через базовую матрицу знаний в образовательных учреждениях и их дальнейшее совершенствование в течение всей жизни.

Творчество - процесс реализации человеком своего творческого потенциала;

- процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата (Википедия).

Совершенствование профессионала - процесс приобретения новых знаний и практических навыков в деятельности по выбранной профессии.

Самореализация профессионала - доведение профессионального потенциала в деятельности по выбранной профессии до максимального уровня с получением от этой деятельности максимально возможного удовлетворения своих основных жизненных запросов.

Совершенствование личности - процесс самовоспитания человека в обществе за рамками профессиональной деятельности;

- процесс самовоспитания человека «как субъекта отношений и сознательной деятельности» (Википедия)

Самореализация личности: 1) - доведение практического применения своего творческого потенциала в решении ОЖЗ до максимума и получение от этого макси­мально возможного удовлетворения (морального, материального, физического и т.д.)

2) - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны (Википедия).

НЗО - нравственное здоровье человека (общества) - степень понимания и практического применения им аксиомы Блага («этического добра») - его честная, творческая деятельность, добросовестное выполнение всех своих гражданских обязанностей (профессиональных, семейных и т.д.) является важнейшим обеспечивающим фактором эффективной деятельности всех остальных людей (от которых так или иначе зависит его благополучие), т.е. является гарантией максимального удов­летворения им же своих личных основных жизненных запросов.

Высшая степень проявления нравственного здоровья человека - Любовь.

НПО - Нравственный Потенциал (общества) - совокупность нравственных позиций каждого гражданина этого общества, обеспечивающая осознанное - т.е. сознательно добросовестное и творческое - выполнение им всех своих гражданских обязанностей.

Бесплатный хостинг uCoz