«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус»

(М. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Универсальная  схема НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВА 

Для выбора нужной страницы кликните Кота-Бегемота

ПРЕДИСЛОВИЕ

к предлагаемому материалу из книги русского философа Н.О. Лосского "История русской философии".

Универсальная схема организации существования и развития обще­ства была разработана мною в конце 1995 года в результате поиска ответа на вопрос: что мешает объединиться различным демократическим партиям и течениям России перед выборами в Гос.Думу. Затем она шли­фовалась, когда несколько уважаемых авторитетных лидеров нашей стра­ны не могли (не хотели?) найти взаимопонимание перед президентскими выборами 1996 года. К выборам схема была более или менее готова, но довести ее до здоровых сил страны, обладающих достаточной властью, не удалось.

Н. О. Лосский. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

(Издательство "Советский писатель" 1991г.)

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (Выдержки из гл.8).

Все примечания в этом материале – мои. (wla-stalker)

Философия Соловьева по своему характеру является антропоцент­рической. Человек – вершина творения.

Мир в своем развитии проходит через два этапа. Первый этап (до человека) можно назвать эволюцией природы, а второй (человеческая деятельность) – историей. Конечным результатом развития мира является утверждение царства бога, которое есть то же, что действительность безусловного нравственного порядка (См.прим.1)

Эволюция природы создает условия для развития высшего аспекта мира. Этот аспект проявляется в истории человечества в стремлении к усовершенствованию общественной жизни.

Соловьев уделял большое внимание вопросам этики и общественной философии в духе (религиозного) мировоззрения. "Создавая нравственную философию, говорит Соловьев, - разум только развивает на почве опыта изначала присущую ему идею добра (или, что то же, первоначальный факт нравственного сознания)".

"Нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру – чистому, всестороннему и всесильному". Совершенное нравственное добро ведет к абсолютному совершенству, в котором неразрывно сочетаются добро, благо и блаженство. Действительно, для человека, стремящегося к совершенному нравственному добру во всей его полноте, само добро не­пременно и есть благо (См.прим.2).

Соловьев считал, что "общество есть дополненная и расширенная личность, а личность - сжатое или сосредоточенное общество". Поэтому каждая ступень нравственного сознания неизбежно тяготеет к своему личному и общественному осуществлению (прим.3). Следовательно, общест­во может стать полным и всеобъемлющим осуществлением нравственности (прим.4). Государство, если его рассматривать с точки зрения нравст­венного значения, есть совокупно организованная жалость (или - помощь, защита – Прим.). Соловьев считал, что право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный. "Право – говорил он, есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла".

Проблема отношения отдельной личности к обществу решается Со­ловьевым в связи с задачей исторического процесса - совместным осу­ществлением добра. "Степень подчинения лица обществу должна соответ­ствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не име­ет". "Каждый человек как таковой есть нравственное существо, или лицо, имеющее независимо от своей общественной полезности безусловное до­стоинство и безусловное право на существование и на свободное раз­витие своих положительных сил (Прим.5). Каждое лицо есть нечто осо­бенное и незаменимое и, следовательно, должно быть самоцелью, а не средством или орудием только, - это право лица по существу своему безусловно".

Свободное развитие человека является настолько важным условием процесса совершенствования, что право (современное - Прим.) разрешает человеку быть злым, безнравственным и позволяет ему свободный выбор между добром и злом. Однако право в интересах общего блага запрещает безнравственному человеку стать преступником, опасным для общества (Прим.6).

Соловьев считал, что каждый народ должен осуществлять христиан­скую (Прим. - не обязательно – христианство, каждая религия нравственна) политику. Ее цель в области экономических отношений должна со­стоять в уничтожении экономического рабства и эксплуатации человека человеком, в достижении справедливой организации труда и распределе­ния и т.д. Для борьбы с преступлениями нужно реформировать уголовное право и создать соответствующие исправительные учреждения.

У Соловьева отмечены три коренные силы, которые управляют раз­витием человеческого общества. Первая сила - центростремительная - стремится подчинить человечество одному верховному началу, устра­нить все многообразие частных форм и подавить свободу личной жизни (Диктатура - Прим.).

Вторая сила - центробежная - отрицает значение общих единых начал. (Полная свобода – Прим). "Один господин и мертвая масса рабов" - вот результат исключительного утверждения первой силы. Крайним выражением второй силы были бы "все­общий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи". Третья сила (НЗО – Прим.)"дает положительное содержание двум первым, освобождает их от их исключительности, примиряет единство выс­шего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, т.о., целость общечеловеческого организма и дает ему внутрен­нюю тихую жизнь".

"Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его без­условное содержание (прим.7), может быть только откровением высшего божественного мира (прим.8), и те люди, и тот народ, через который эта сила имеет проявиться, должен быть только посредником между человече­ством и тем миром (прим.9), должен быть свободным социальным оружием последнего. Такой народ не должен иметь никакой специальной ограниченной задачи (прим.10), он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным (т.е.- нравственным - Прим.) началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не свое. От народа - носителя третьей божественной силы требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется … всецелая вера в положительную дейст­вительность высшего мира (прим.11). А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру славянства, в особенности же националь­ному характеру русского народа".

Свое утверждение Соловьев подкрепляет следующими, не менее вескими аргументами: "внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получает значение и ее ближайшая задача, есть призвание религиозное (т.е. нравственное - прим.) в высшем смысле этого слова".

Соловьев учил, что культурная миссия великой нации заключается не в том, чтобы добиться привилегированного положения и господствовать, а в том, чтобы служить другим народам и всему человечеству.

Соловьев боролся с теми, кто извращал христианский идеал общего согласия и под лживым предлогом служения возвышенному делу действовал в своих корыстных интересах. Это относится в первую очередь к шовинистическому национализму. Многие полагают, говорил Соловьев, что для служения предполагаемым интересам своего народа "все оказывается позволенным, цель оправдывает средства, черное становится белым, ложь предпочитается истине и насилие преподносится как доблесть

Это есть прежде всего обида для той самой народности, которой мы хотим служить. В действительности "народы преуспевали и возвеличивались только тогда, когда служили не себе как самоцели, а высшим и всеобщим идеальным благам".

"Всякий простой человек из нашего народа хорошо понимает и при случае выскажет, что интерес - интересом, но что и честь России чего-нибудь да стоит, а эта честь (по русским понятиям) решительно не позволяет делать из мошеннической аферы предмет государственной политики". (Прим. - не вписываются в этот вывод ни приватизация, ни дефолт 1998 года, ни многие реформы с 1991 года вообще).

"Жизнь России еще не определилась окончательно, она еще двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами ... судьба России зависит не от Царьграда и чего-нибудь подобного, а от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой. Пусть Россия, хотя бы без Царьграда, хотя бы в настоящих своих пределах, станет христианским царством в полном смысле этого слова - царством правды и милости - и тогда все остальное, наверное, приложится ей ".

ПРИМЕЧАНИЯ.

1.-В предлагаемой "Схеме А" практическим аналогом этой действительности можно рассматривать нравственное здоровье общества на базе экономического, творческого и нравственного потенциала, создаваемого за счет самореализации каждого человека.

2.-В "Схеме А" это звучит так "гарантией максимального удовлетворения всех своих жизненные запросов (гарантией «блаженства» - морального удовлетворения) является добросовестное, честное, творческое выполнение каждым гражданином всех своих гражданских обязанностей (является делание добра), так как это - важнейший обеспечивающий фактор (материальное благо) для эффективности работы всех остальных людей.

3.-В процессе совершенствования разума человека его запросы определяют и определяются его отношениями с окружающими людьми и с существующими государственными и общественными организациями. Следует отметить тот факт, что в настоящее время влияние одного человека на будущее очень многих людей невероятно велико, преступная договоренность нескольких человек или решение одного, облеченного достаточной для этого властью - в силу современных научно-технических возможностей - может нарушить нормальную жизнь огромных регионов, например, применением оружия массового уничтожения. А готовность тех или иных людей к этому насилию определяется одним-единственным фактором - уровнем нравственного здоровья общества, которое не должно допускать безнравственных людей к ответственным рычагам власти.

4.-Если рассматривать это высказывание как запрос разума общества, то "Схема А" является вариантом ответа на него.

5.-Т.е-на свою самореализацию - по "Схеме А".

6.-К сожалению, сейчас в России право не запрещает безнравственному человеку занять любую ступеньку в управлении государством - это страшно.

7.-Т.е.дать возможность полной самореализации по "Схеме А".

8.-Т.е. производной, следствием нравственно здорового общества.

9.-Т.е, нравственно здоровым всемирным сообществом.

10.- Как сейчас в России, которая и коммунизм уже не строит и к капитализму примазываться не решается. Возможно, СССР имел возможности реализовать это предназначение, но М.С. Горбачев не сумел противостоять номенклатурно - паразитическому экстремизму высших партийных оборотней. Теперь лично у меня надежда на Россию. (1996г.)

11.- Т.е. в нравственное здоровье всемирного общества.

Бесплатный хостинг uCoz